Состояние колесных дисков зависит от множества факторов. Здесь имеют влияние и уровень мастерства водителя, и состояние дорожного покрытия, наличие внезапно появляющихся препятствий. Даже у людей, привыкших водить машину аккуратно и не спеша, часто возникают проблемы с дисками, не говоря уже о лихачах и любителей погонять по незнакомым трассам.
Результаты подобных приключений часто вынуждают срочно менять поврежденные колеса. Дефектные диски требуют замены или ремонта, и одним из наиболее востребованных вариантов является прокатка. Рассмотрим этот способ восстановления внимательнее.
Виды колесных дисков
Современные автомобили оснащены двумя видами колесных дисков:
Первая группа дисков производится из сплавов алюминия (их часто так и называют — легкосплавными). Они дороже, поскольку в изготовлении используется сложная технология, а в составе присутствуют магний и титан. Такие диски имеют малый вес и не склонны к коррозии.
Штампованные диски изготавливаются из стали, поэтому их вес и масса заметно больше, чем у литых аналогов. Технология штамповки намного проще, чем литье, что позволяет существенно снизить цены на подобную продукцию. Подавляющее большинство недорогих автомобилей оснащены штампованными колесными дисками.
Необходимо вспомнить о двух довольно редких разновидностях — кованых и сборных дисках. В нашей стране они встречаются очень редко, так как стоят слишком дорого и плохо поддаются ремонту. Использование таких изделий в наших условиях считается нецелесообразным.
Какие диски лучше?
Принято считать, что литые диски намного лучше и качественнее, чем штампованные. Однако, помимо престижа и статусных соображений, никаких принципиальных преимуществ у «литья» перед «штамповкой» нет. Конечно, внешний вид тоже имеет важное значение, но на функционале автомобиля он мало сказывается.
Специалисты склоняются к тому, чтобы отдать пальму первенства штампованным дискам. И дело не в технологичности или низкой себестоимости. Процесс литья не просто сложен — готовый диск представляет собой монолитное изделие, в котором изначально присутствуют значительные напряжения они возникают на стадии застывания металла и сохраняются практически на весь срок службы диска.
При возникновении нагрузки, приложенной в нужном месте, диск может сильно деформироваться или вовсе разрушиться.
Со штампованными дисками такого произойти не может. Они не накапливают нагрузки, поскольку расплавления металла не происходит. Остаточные напряжения сравнительно малы, и диск может принимать любые эксплуатационные воздействия без вредных последствий. Кроме того, штампованные диски гораздо легче восстанавливаются и могут служить после этого достаточно долго.
Есть еще одно важное преимущество штампованных дисков. Они мягче литых и при ударе способны деформироваться, принимая на себя большую часть энергии удара. Это обеспечивает сохранность подвески. Литые диски жестче и не столь эффективно защищают ходовую часть.
Повреждения колесных дисков
Любое повреждение колесного диска означает, в первую очередь, деформацию. Изменяется форма (геометрия) диска, при которой дальнейшая его эксплуатация становится невозможной. Причиной может стать любая выбоина или посторонний предмет, попавший под колесо. Как правило, страдают лишь отдельные участки, испытавшие ударные воздействия при контакте с выбоинами или препятствиями.
Однако, нередко встречаются диски с множественными повреждениями. Владельцы замечают небольшую вмятину и откладывают ремонт на потом. Появляется вторая, третья — и так далее, пока состояние диска не становится слишком сложным. Каждый дефект сам по себе невелик, но их количество становится слишком большим.
Более серьезные повреждения возникают при ДТП, но в этом случае восстановление геометрии может оказаться невозможным.
Колесные диски являются слишком ответственными элементами ходовой части, чтобы рисковать и использовать детали сомнительного качества. Это надо иметь в виду и трезво оценивать возможности восстановления при возникновении той или иной деформации.
Восстановление дисков
Колесный диск — металлическая деталь ходовой части. Большинство повреждений вполне поддается восстановлению, если они не критичны и не слишком нарушают геометрию изделия.
Раньше проблему решали путем обычной ручной рихтовки — диск выправляли с помощью кувалды, по мере возможности придавая ему изначальную форму. Результаты такой обработки могли быть разными — они зависели и от состояния детали, и от уровня мастерства специалиста, выполняющего работу.
Сегодня восстановление дисков выполняют на специализированном оборудовании. Существует две стандартные методики:
- правка;
- прокатка.
Это совершенно разные процессы, как технологически, так и адресно. В некоторых источниках можно встретить утверждение, что они являются лишь этапами полной обработки дисков. Однако, это ошибка — может быть выполнена либо правка, либо прокатка, в зависимости от типа диска.
В чем различие между прокаткой и правкой дисков?
Прокатка — это процедура исправления формы штампованных дисков. Ее выполняют с помощью специального станка с вальцами. Поврежденный диск устанавливают в него и со всех сторон сжимают вальцами, после чего поворачивают вокруг оси. Вальцы восстанавливают геометрию диска и возвращают ему исходную форму.
Сильно замятые места предварительно выправляют вручную с помощью специальных рычагов, чтобы максимально приблизить форму диска к исходному состоянию. Это позволяет ускорить окончательную процедуру.
Правка — это процесс восстановления литых дисков. Повреждения таких деталей кардинально отличаются — если штамповка лишь гнется, алюминиевое литье может треснуть, отломиться, сместиться и т. п. такие диски восстановлению не подлежат, в работу принимаются только слегка помятые образцы.
Требуется специальное оборудование — гидравлический пресс со специальными насадками, требуется нагрев диска и постоянный контроль его геометрии с помощью специальных щупов.
Особенности и методы прокатки дисков
Существует два варианта прокатки дисков:
Полная прокатка. При этом методе диск устанавливается в стенд, вальцы выставляются в исходное положение, и производится обработка по всей длине окружности. При необходимости можно выполнять процедуру в несколько проходов постепенно приближая положение вальцов к эталонному;
Частичная прокатка. В этом случае обработке подвергают лишь поврежденный участок обода, не касаясь остальных частей, незатронутых деформирующими воздействиями.
Причина этого — напряжения, возникающие в металле при обработке. Вальцы уплотняют поверхностные слои металла, а внутренние остаются в исходном состоянии это делает материал более хрупким и восприимчивым к нагрузкам. Повторная процедура ослабит диск и снизит его работоспособность.
Частичная прокатка выполняется гораздо быстрее и не столь интенсивно нагружает металл.
Долговечность диска практически сохраняется, но получить качественную балансировку при таком способе гораздо труднее.
Методика прокатки
Процедура прокатки требует наличия специализированного оборудования. Кроме этого, работу должны выполнять подготовленные специалисты, имеющие опыт и соответствующие навыки. Это важный момент, так как вручную прокатку выполнить невозможно (только слегка исправить слишком заметные дефекты).
Этапы работ:



Замеры геометрии, доводка дика до полностью работоспособного состояния. В ходе этого этапа диск балансируют, несколько раз проверяют его геометрию, при необходимости выполняют доработку. Для этого диск еще раз (иногда – несколько раз) прокатывают с изменением положения вальцов, добиваясь идеального соответствия заданной форме
Качество выполненной процедуры зависит от точности измерений и от состояния используемого оборудования. Если в мастерской установлены самодельные и внешне несерьезные устройства, лучше поискать более оснащенные и подготовленные организации.
Часто задаваемые вопросы
Любая вмятина на ободе создает биения, хорошо заметные при езде на большой скорости. При этом, колесо (и подвеска) испытывает нагрузки, мощность которых сравнима с сильными ударами молотка среднего размера с частотой около 800 раз в минуту. Мало того, срок службы шин уменьшится до пары месяцев.
Опытный специалист никогда не возьмется восстанавливать диск с трещинами. Это слишком опасно — количество и размер разрушений могут оказаться гораздо больше, чем это удалось обнаружить. Детали с трещинами однозначно подлежат утилизации.
Дешевле прокатка. Однако, разница между покупкой и восстановлением довольно мала (иногда ее практически нет). Перед тем, как приступить к восстановлению, рекомендуется узнать цены и решить, нужна ли эта процедура, или проще купить новый экземпляр.
Для выполнения процедуры требуется специализированное оборудование. Как правило, автолюбители им не располагают. Все, что они могут — выправить самые заметные дефекты. Однако, исправить осевое или радиальное биение своими руками не под силу практически никому.
Это зависит от условий его эксплуатации, в частности — от состояния дорог. Если они изобилуют выбоинами и ухабами, долго не выдержат никакие колеса. Однако, на хорошей ровной дороге восстановленные диски чувствуют себя не хуже новых.