Подбор шин под имеющийся диск — задача достаточно сложная, даже для опытного автолюбителя. Здесь необходимо знать все параметры имеющихся дисков, учитывать допуски и соотношения. Ошибки в подборе дисков могут привести к весьма плачевным последствиям — если размеры дисков и шин не соответствуют друг другу, пятно контакта получается слишком малым.
Вождение автомобиля с такими колесами становится крайне некомфортным, а в критических ситуациях — весьма опасным. Поэтому, приступать к подбору шин следует только после тщательного изучения всех правил и тонкостей этой процедуры. Рассмотрим ее внимательнее.
Обозначения
В первую очередь, необходимо разобраться с обозначениями параметров автомобильных дисков. Часто в характеристиках используются только буквенные обозначения, без объяснений. Если автолюбитель не имеет соответствующей теоретической подготовки, разобраться с предлагаемой информацией ему будет очень сложно.
Основные обозначения:
- D — диаметр колеса. Это основной параметр, который используется при выборе шин;
- dd — диаметр диска (посадочный, без учета высоты закраин). Это основной размер, влияющий на выбор шин;
- Wd — ширина шины (расстояние между внутренними поверхностями закраин диска);
- dt — высота профиля резины (в европейской маркировке она указывается в процентном соотношении к ширине профиля);
- Wt — ширина рабочей части шин.
Показатели Wd и Wt могут показаться идентичными. Однако, это не так — первое значение на четверть меньше второго. Такая разница обусловлена сечением шин, которые слегка расширяются к кромке и сужаются на участке контакта с диском.
Знание этих обозначений позволяет свободнее ориентироваться в ассортименте специализированных магазинов и помогает избавиться от ошибочного выбора.
Маркировка колесных дисков
Все параметры колесного диска отражены в его маркировке. Литые и штампованные диски маркируются согласно стандартной схеме. Рассмотрим ее на примере:
Маркировка диска — 8.5Jx18 H2 5×120 ET20 d74.1.
Первые цифры — ширина обода в дюймах. При необходимости выяснить значение в миллиметрах надо умножить показатель на 2,54 (в данном случае ширина составляет 8,5 × 2,54 = 21,59 мм).
- J — параметры конфигурации диска (размеры и радиусы закругления закраин обода, угол наклона). Этот показатель имеет чисто служебное значение, для пользователя он полезной информации не несет. Вместо J могут быть другие варианты — JJ, JK, K, L;
- 18 — посадочный диаметр диска. Необходимо учесть, что это не полный внешний диаметр, а размер полки диска (без высоты закраин);
- H2 — показатель, обозначающий наличие хампов — кольцевых выступов для фиксации бескамерных шин. H2 — значит, двойной хамп. Могут быть и другие варианты — H (одинарный хамп), FH (плоский хамп), CH (комбинированный), AH (асимметричный). Иногда между шириной обода и посадочным диаметром ставится значок x, обозначающий отсутствие хамбов;
- 5×120 — количество крепежных болтов и диаметр их центров;
- ET20 — вылет диска. Это расстояние между плоскостью центральной оси диска и его привалочной поверхности (площадки, которая вплотную соприкасается со ступицей);
- d74.1 — диаметр центрального отверстия диска в миллиметрах.
Важно!
Некоторые показатели не учитываются при выборе шин, но знать их значение никогда не помешает.
Маркировка шин
Маркировка шин — это основные технические и габаритные параметры данного изделия. Они наносятся на боковую сторону покрышки в процессе изготовления и остаются там на весь срок службы. Информации очень много, и далеко не вся она бывает нужна пользователю — какая-то ее часть представляет собой чисто служебные показатели.
Рассмотрим основную часть маркировки:
195/65 R15 91 T XL
- 195 — ширина шины в мм. Имеется в виду поперечная ширина (или ширина следа, оставляемого покрышкой на дороге);
- 65 — процентное соотношение высоты и ширины профиля шины;
- R — радиальный корд. Иногда неподготовленные пользователи считают, что это — просто обозначение диаметра, то есть буква относится к следующим цифрам. Однако, это ошибочное мнение;
- 15 — посадочный диаметр в дюймах. Это именно посадочный диаметр, совпадающий с подобным показателем диска (не внутренний размер покрышки или внешний диаметр диска);
- 91 — ИН (индекс нагрузки). Табличное значение, определяющее максимальную нагрузку на колесо. В данном случае ИН = 615 кг;
- T — индекс скорости. Это также табличное значение, обозначающее максимально возможную скорость для данной шины (в нашем случае это 190 км/ч);
- XL — усиленная шина, допускающая повышенную нагрузку (на 3 единицы выше, чем у обычных шин).
Самым странным с практической точки зрения является второй показатель (в нашем примере, это 65). Для того, чтобы узнать толщину шины, надо вычислить 65 % от ширины профиля (195 мм в нашем случае). Полученное значение — 195 : 100 × 65 = 126,65 мм. На первый взгляд, гораздо проще было бы сразу указать толщину, не заставляя пользователей производить вычисления.
Все остальные обозначения на шинах имеют чисто эксплуатационное значение и с размерами диска практически не соотносятся. Их учитывают только в практических целях, безотносительно к параметрам диска.
Какие параметры диска нужны для подбора шин
Подбор шин производится путем сопоставления их размеров с конфигурацией и параметрами диска. Основная информация берется из маркировки обоих элементов.
Важно!
Главными показателями являются диаметр и ширина диска — именно по ним делается предварительный выбор шин.Это самый важный момент, так как данные показатели неизменны.
Из габаритных размеров может измениться только толщина шин 9или диаметр колеса в целом). Однако, здесь надо быть осторожными — увеличение диаметра колес может вызвать задевание поверхностей колесных ниш, а также изменение показателей спидометра.
Водитель будет уверен, что движется в полном соответствии с введенными ограничениями, но на приборах ГИБДД отобразятся совсем другие значения.
Все остальные показатели шин (тип протектора, условия эксплуатации, индексы скорости и нагрузки и т. д.) подбираются только из образцов, соответствующих показателям диска. Если необходимо увеличить ширину шин, придется менять и сами диски. Однако, если замена дисков не планируется, придется выбирать только среди моделей с соответствующими показателями диаметра и ширины.
Часто задаваемые вопросы
Завод-изготовитель дает рекомендации относительно параметров колес — ширина и диаметр, другие показатели. Однако, на данном автомобиле могут быть установлены диски другого размера. Если их замена не планируется, правильнее руководствоваться показателями диска.
Принципиальной разницы в подходе к выбору нет — используются те же правила, размеры и т. п. отличием может быть только сама конфигурация — как правило, литые диски шире и больше в диаметре. Поэтому, в равных условиях выбор может существенно отличаться.
В этом случае увеличивается скорость автомобиля. При этом, несколько снижается устойчивость и управляемость машины. Эти моменты надо учитывать при выборе шин на один сезон — на лето можно увеличить диаметр колес, но на зиму лучше выбирать шины с малой толщиной. У них лучше сцепление с дорогой, что позволит избежать аварийных ситуаций в сложных условиях.
Действительно, часто бывает так, что шины с одинаковыми размерами стоят по-разному. Причинами этого является состав и конструкция шин — качество резины, количество и показатели слоев, конструкция корда и прочие показатели. Некоторые модели гораздо сложнее в изготовлении, что напрямую влияет на цену.
На запаску следует выбирать шину исходя из размеров диска. Все правила и требования не меняются, но появляется одно условие — рисунок протектора на запаске должен быть симметричным. Это важный момент, поскольку никогда не известно, какое колесо придется менять. Несимметричный рисунок может не подойти, и вождение автомобиля станет некомфортным (а в каких-то случаях и опасным).