Мы работаем ежедневно с 10 до 21
+7 499 899-79-99
Подписывайтесь на наш инстаграм

О видах и особенностях колесных дисков. Какие диски лучше выбрать для авто?

Колесо называют ключом прогресса, одним из основополагающих изобретений человечества, во многом определившим пути его дальнейшего развития. За многовековую историю транспорта колесо превратилось из несуразной деревянной болванки в высокотехнологичную деталь, соответствующую требованиям производительности, безопасности и комфорта транспорта.

Устройство колеса и основные требования к дискам

Современные автомобильные колеса состоят из диска, дополненного шиной бескамерного или камерного типа. В центральной части каждого диска симметрично расположены несколько технологических отверстий, которые служат направляющими элементами для болтов крепления колеса к ступице.

Реже вместо болтов или совместно с ними используются шпильки, штифты и прочие виды разъемных соединений.

Боковая часть обода нередко служит также площадкой для размещения балансировочных грузиков. Они позволяют устранить биение, вызванное смещением центра тяжести колеса относительно геометрической оси.

Кроме того, на диски могут устанавливаться колпаки, спиннеры, прочие декоративные и защитные элементы.

Да и сами диски нередко подвергаются «тюнингу», к сожалению, не всегда оправданному. А ведь именно от диска во многом зависят эксплуатационные свойства колеса. Он должен обладать:

  • идеальной геометрией;
  • высокими прочностными характеристиками;
  • наименьшей возможной массой;

  • коррозионной стойкостью;
  • ремонтопригодностью;
  • эстетичным видом;
  • доступной ценой.

Поиск оптимального баланса этих характеристик, порой взаимоисключающих, и привел к появлению на рынке огромного разнообразия дисков любых форм и размеров.

Основы классификации автомобильных дисков

Очевидно, что городская микролитражка, внедорожник, спорткар и грузовик будут оснащаться разными колесами. В каждом случае производитель отдаст предпочтение тому виду дисков, который в наиболее полной мере будет соответствовать условиям эксплуатации транспортного средства и вкусам его целевой аудитории.

Сегодня колесные диски принято объединять в четыре больших группы в зависимости от технологии их изготовления:

Штампованные диски

Легкосплавные диски литого типа

Легкосплавные диски кованого типа

Комбинированные модели

Отличаются и материалы. Так, «штамповки» относятся к стальным дискам, в то время как легкосплавные могут изготавливаться из алюминия, титана, магниевых и хромованадиевых сплавов, других веществ.

Мнение эксперта
Сухих Леонид Геннадьевич
Мастер по ремонту автомобилей стажем 15 лет.
Существуют и более экстравагантные решения, например карбоновые диски, которые обеспечивают почти пятикратный выигрыш по весу в сравнении со стальными моделями. Однако подобные товары крайне редки, а их стоимость сравнима с ценой подержанного авто.

Штампованные диски – «дешево и сердито»

Стальные штампованные колеса стали своеобразной классикой отечественного автопрома, ими же комплектуются с завода практически все иномарки нижнего и нижне-среднего ценового сегмента. Сейчас «штамповок» принято стесняться. Кто-то спешит менять их на безымянное китайское «литье», кто-то красит в ядовитые цвета, а кто-то прячет под пластиковыми колпаками.

Тем не менее, подобное презрение со стороны автолюбителей штампованные диски явно не заслужили. Они обладают рядом неоспоримых преимуществ, среди которых:

  • высокая прочность, устойчивость к старению;
  • стойкость к ударным, давящим и осевым нагрузкам;
  • в случае повреждения – склонность к деформации, а не разрушению;
  • возможность восстановления с помощью формовки и сварки;
  • совместимость с практически любыми видами лакокрасочных покрытий;
  • крайне низкая стоимость.

  • высокая масса, негативно сказывающаяся на динамике и маневренности автомобиля;
  • склонность к коррозии, особенно под действием химически активных веществ;
  • однообразный и скучный внешний вид.

Важно!

Ощутить изменения в разгонно-тормозной динамике и поведении авто на поворотах в зависимости от типа установленных колесных дисков сумеет лишь опытный водитель, да и то на гоночном треке, а не в плотном городском трафике. Остальное – дело вкуса.

Особенности литых моделей

Литые колесные диски чаще всего изготавливают из алюминия. Среди альтернативных, но и более дорогих материалов, особого внимания заслуживают титан и магний, сплавы которых отличаются крайне высокой прочностью. В общем случае, легкосплавные литые диски обеспечивают владельцу следующие преимущества:

  • очень высокая прочность (при давящих и осевых нагрузках);
  • стойкость к деформациям, вмятинам и другим пластичным повреждениям;
  • малая масса (на 15-30% ниже, чем у штампованных дисков) и улучшенная динамика;
  • снижение износа подвески и ходовой части за счет меньшей инерции;
  • химическая и абразивная стойкость;
  • широкий ассортимент моделей различного дизайна и цвета.

  • склонность к образованию трещин и сколов при ударных нагрузках;
  • сложность восстановления поврежденных дисков;
  • высокую стоимость.

Легкосплавные диски требуют особой подготовки поверхность перед покраской, уложить на них ЛКП равномерно и надежно удается далеко не всегда.

Поэтому подобный вид декорирования редко используют с литыми моделями, в большинстве же случаев для их защиты от агрессивного воздействия внешней среды и улучшения эстетических качеств применяют хромирование или никелирование.

Эти процессы предполагают покрытие поверхности диска тонким слоем стойкого к окислению металла, чаще всего путем электролиза.

Кованые диски

Процесс ковки, то есть термомеханической обработки металла для улучшения его эксплуатационных характеристик, известен человечеству давно, однако для изготовления колесных дисков начал широко применяться лишь в последние десятилетия.

Это связано, в первую очередь, со сложностью и трудоемкостью подобного производства, что дополнительно удорожает и без того не дешевые легкосплавные модели. Так почему же доля «ковки» на рынке растет? Причин несколько:

  • наиболее высокая прочность, стойкость к любым видам нагрузок;
  • отсутствие склонности к изломам, сколам и трещинам;
  • дополнительное снижение веса (на 20% в сравнении со среднестатистическим «литьем»);
  • возможность неразрушающей деформации диска и, как следствие, высокая ремонтопригодность.

  • крайне высокая стоимость;
  • трудности в изготовлении моделей со сложным дизайном и, как следствие, малый ассортимент.

Таким образом, производителям удалось добиться объединения преимуществ штампованных и литых дисков в одной универсальной модели. У получившегося изделия осталось всего два недостатка:

Стоит отметить!

Для повседневной езды кованые диски покупают редко, зато они стали завсегдатаями гоночных треков и сурового бездорожья.

Благодаря высочайшим эксплуатационным качествам, «ковка» используется там, где использование обычных дисков затруднено или невозможно.

В поисках компромисса – комбинированные модели

Еще одно достаточно дорогое и экстравагантное, однако весьма удачное решение – комбинированные или составные диски. Это название объединяет несколько технологий, предполагающих совмещение в одном диске деталей, выполненных по разным промышленным процессам. Наиболее широкое распространение получили ковано-литые диски.

Центральную часть такой детали производят литьем из легкого сплава, что позволяет придать ей практическую любую форму, а наружную часть (обод) штампуют и проковывают, обеспечивая максимальные прочностные характеристики.

Мнение эксперта
Сухих Леонид Геннадьевич
Мастер по ремонту автомобилей стажем 15 лет.
Использование комбинированных колесных дисков сегодня затруднено их крайне малым количеством на рыке, а также совершенно неадекватным ценами, которые могут в несколько раз превосходить стоимость классических легкосплавных дисков.

Остается надеяться, что в скором времени эта технология разовьется и удешевится, а затем прочно укорениться в современной автомобильной промышленности.

На что обращать внимание, выбирая колесные диски?

Первый вопрос, на который нужно ответить перед покупкой новых колесных дисков: «А стоит ли вообще это делать?». Так, даже сильно изношенные «штамповки» с явными следами коррозии можно легко восстановить на специализированном СТО, а после нанесения слоя краски они будут выглядеть как новые.

Зачастую причиной для установки литых или кованых дисков становятся рассказы «бывалых автолюбителей» об их удивительных свойствах, едва ли не превращающих любую машину в спортивный болид. Действительно, установка легкосплавных колес дает некоторую прибавку в динамике, однако ощутить ее в условиях города практически невозможно.

Куда более важным является здесь тот факт, что диски с малой массой и правильной геометрией разгружают подшипники ступиц, шаровые опоры, ШРУСы, элементы подвески, увеличивая, таким образом, их ресурс.

Другое дело, если единственной целью апгрейда является улучшение внешнего вида авто. В таком случае литые диски станут прекрасным решением, так как допускают широкое разнообразие форм и размеров. Но и здесь есть свои подводные камни.

Прежде всего, это переполненность рынка низкопробным ширпотребом – приобретая дешевые диски неизвестного происхождения, водители подчас рискуют собственной безопасностью, ведь поры и микротрещины в структуре этой детали могут привести к ее поломке прямо во время движения.

Важно!

Поэтому перед покупкой легкосплавных дисков следует убедиться в надежности производителя и продавца.

Отдельно стоит упомянуть моду на установку колес большего размера, чем предусмотрено заводом-изготовителем. Так, на место 13- и 14-дюймовых «штампов» зачастую пытаются поставить огромные хромированные «легкосплавы», что, с одной стороны, действительно улучшит внешний вид машины, с другой же – превратит ее во что-то вроде трактора, сделает медлительной и неповоротливой.

В ряде случаев, например при тюнинге раллийных авто или внедорожников, установка колес большого диаметра оправдана, однако подходить к такому тюнингу нужно с умом.

Часто задаваемые вопросы

Можно ли одновременно устанавливать разные диски?

Это нежелательно, но допустимо в том случае, если на одной оси установлены одинаковые диски. Так, часто диски меняют попарно, оставляя на ведомой оси «штамповки», а ведущую комплектуя «литьем». Только не забывайте следить за соответствием всех диаметров.

В чем преимущество разварок?

Ни в чем. Разрезанные, а затем сваренные для увеличения ширины штампованные диски, которые сейчас так популярны у молодежи, могут лишь ухудшить эксплуатационные показатели автомобиля и снизить безопасность движения.

Есть ли вред от колесных спиннеров?

Спиннеры, то есть установленные на подшипниках декоративные накладки на диск, создающие при движении эффект неподвижного колеса, не будут оказывать негативного эффекта, если установлены на все колеса и не слишком много весят.

Как защитить дорогие диски от воров?

Этой цели служат так называемые «секретки», то есть болты или гайки с особой формой рабочей поверхности, которые невозможно открутить, не имея специального ключа. Недостаток подобной защиты – сложности с заменой колес в дороге и неизбежные проблемы в том случае, если ключ будет утерян.

Какие легкосплавыне диски лучше? Те, у которых много маленьких «спиц» или несколько крупных?

Если эти диски произведены одной фирмой, разницы между ними не будет. Все уважающие себя компании проводят точные расчеты эксплуатационных показателей колес, выбирая форму диска, материал, количество и толщину спиц таким образом, чтобы обеспечить максимальную прочность при минимальном весе.

Видео о видах автомобильных дисках:

Мы работаем ежедневно с 10 до 21
+7 499 899-79-99