Биение руля — это неисправность в автомобиле, при которой руль начинает вибрировать. Это может происходить во время разгона, при движении на разных скоростях и при торможении. Ездить с этим можно, но это небезопасно и после этого начинают болеть руки.
Очень многие автолюбители сталкиваются с такой проблемой. Порой очень трудно выяснить причину этой неисправности.
Хотя проблема биения руля кажется незначительной, она может привести к тому, что автомобиль станет неуправляемым даже у водителя со стажем. Это может стать причиной аварии даже при скорости до 60 км/ч.
В попытках устранить вибрацию, водители меняют много запчастей:
Но далеко не всегда это помогает. Причин может быть очень много:
- Колёса;
- Кривая резина;
- Внутренний шрус;
- Подушки двигателя.
Рассмотрим причины, по которым эта проблема возникает.
Причины биения, связанные с колёсами
Чаще всего, руль начинает вибрировать при различных неисправностях, связанных с колёсами. Рассмотрим их подробнее.
Болты и гайки
Возможно какая-то гайка может быть не до конца закручена. В этом случае нужно остановить автомобиль, взять балонник и проверить все ли гайки и болты как следует затянуты на колёсах.
Колёсные диски
Если на улице зима, то скорее всего на диск что-то налипло — лёд, снег или грязь. Нужно либо заехать на мойку, чтобы отогрелось, либо водой сбить, либо просто поковырять палкой внутреннюю часть диска, чтобы не было дисбаланса.
Грузик
Также, биение руля возникает, когда слетает грузик. На каком именно колесе он слетел сразу понять не получится, нужно балансировать все колёса.
Резина
Следующее, из-за чего может возникать биение руля — это разные шишки, грыжи на колесе, неравномерный износ протектора.
Неправильная установка колёс
Биение может возникнуть после снятия колёс на СТО, их могли просто чуть-чуть неправильно поставить, или в само посадочное место попал какой-то инородный предмет.
Причины биения, не связанные с колёсами
В 70% случаев причиной биения руля являются колёса, но что делать если это не колёса? тут начинается самое интересное.
Приводы в сборе
Когда причина неисправности не связана с колёсами, на многих сервисах находят что угодно, но только не то, что надо, например, тормозные диски.
Они действительно могут бить в руль, но это можно проверить разогнавшись и начав тормозить: если бьёт и при торможении и при разгоне — значит это тормозной диск, если только при разгоне — тормозной диск исключается сам по себе.
Находили рулевые наконечники, рулевой наконечник может бить в руль только при условии, если он болтается в кулаке как карандаш в ведре. Находят также то, что помят кулак.
Как они это определяют — никому не известно, но чтобы помять кулак, нужно очень сильно куда-нибудь въехать. Говорят также, что это ступица и ступичный подшипник. Они могут бить в колесо, если ступичный подшипник ступицу закусывает.
Это тоже нужно проверить и при необходимости заменить, но если и это не помогает — тут начинается проблема, никто не знает, почему бьёт руль.
Проверяют приводы на скручивание — всё нормально, но сняв пыльники выясняется, что там нет смазки, чуть-чуть помята несущая палка, соединяющая шрусы. При движении, когда шрус крутился, он чуть-чуть закусывал, и за счёт этого бил руль.
Он не хрустел, не свистел, не скрипел, просто бил. И только после того, как удаётся обнаружить нехватку смазки во внешнем шрусе, поменять приводы в сборе, проходит биение руля.
Важно!
Прежде чем читать форумы, смотреть видео с описанием того, что нужно поменять шиномонтаж если там не исправили, поменять, почистить, помыть диски, вынуть шипы из шин, нужно обязательно посмотреть подвеску.
Если есть знакомый, у которого можно одолжить колёса — нужно прокатиться и проверить. Это сразу отметёт все проблемы с резиной, либо да, либо нет.
Если это не колёса и не резина, не диски, не крепление колёс к ступице — то стоит присмотреться к приводам. Привод может не хрустеть, не скрипеть, но закусывать.
Тормозные суппорта
Ещё одной причиной может быть то, что закисли направляющие тормозного суппорта, либо сами суппорта.
Если тормозной суппорт двухпоршневой и один из поршней закис, то он останется на одном месте, а вторая колодка будет давить диск с другой стороны и диск будет идти на перекос.
Если тормозной суппорт с одним поршнем — то скорее всего закисли направляющие, с одной стороны поршень будет давить, а та колодка, которая идёт по направляющим, будет стоять на месте и диск будет тормозить не прямо.
Как определить, что тормозные суппорта работают неправильно: самое элементарное — подойти к тормозному суппорту и посмотреть на колодки. Если колодки изнашиваются ровно — значит дело не в этом, если колодки изнашиваются либо «домиком», либо с одной стороны изношены, а с другой нет — то здесь уже стоит обратить внимание на тормозные суппорта и диски.
Есть специальная смазка для направляющих тормозных суппортов, стоит недорого, можно всё это смазать, обслужить, поменять резинки. Точно так же есть ремкомплекты тормозных цилиндров, там идут так же резинки, уплотнители, всё это дёшево стоит, до 1000 рублей.
Деформация тормозного диска
Диск может погнуться если, к примеру, въехать в яму. Погнуться диск может не только снаружи, но и внутри.
Если диск погнулся внутри — то невооружённым глазом это увидеть невозможно, придётся ехать на шиномонтаж. Если диск железный — то его можно прокатать, если литой — то только выкидывать.
Также, диск может повредиться при торможении. Когда-то диск мог сильно раскалиться, затем его повело после попадания в лужу или сугроб.
Решения проблемы своими силами
Биение руля довольно сложная неисправность, но это не значит, что нужно сразу идти в сервис и тратить много денег. Есть несколько способов устранить её самостоятельно.
Устранение биения руля с помощью пустой банки
Если есть биение руля при 110-120 км/час, то есть не при торможении, то чего делать не стоит:
- Ехать на шиномонтаж;
- Делать сход, развал;
- Делать балансировку.
В общем, не тратить деньги, а попробовать своими силами, диагностировать эту проблему, это будет стоить не дороже 50 рублей. Что нужно сделать:
Далее, нужно посмотреть на ступицу, ничего не предвещает беды, если провести пальцем — всё ровно. Тут как раз и помогает банка и кольца из неё: нужно взять очередное кольцо и попытаться пропихнуть между диском и ступицей.
В одних местах пластина не пролезает между диском и ступицей, но в других местах залетает со свистом. Это означает, что диск сидит на ступице неровно. Если пластинка легко заходит по всему кругу — то нужно вставить колечки из банки между диском и ступицей.
Так как зазор может быть не полностью по кругу 1 миллиметр, а где-то диск будет прилегать вплотную, то кольцо будет сажаться тяжело, но его всё равно нужно засунуть.
После этого, даже при разгоне до 160 км/час вибрация и биение полностью уходят.
Если это не поможет — тогда уже нужно идти на шиномонтаж и дальше копать.
Болты с эксцентриком
Причина биения руля в том, что идеально подходят только заводские диски, которые сделаны на заводе под данную конкретную ступицу. Любые диски, которые продаются в магазине, не подходят.
Прежде всего нужно проверить люфт: накинуть болты, чтобы колесо было чуть-чуть прижато к ступице, но было свободным. Суть в том, что колесо не прилегает к ступице, а имеет люфт во внутренней части.
Чтобы это проверить, нужно взять колесо под низ и приподнять вверх. Если оно двигается по ступице хотя бы миллиметр — будет биение. Это только кажется, что миллиметр — мелочь, на большой скорости это будет очень сильно ощущаться.
Проверяется это, опять же, с помощью кольца от банки. Но банка — это самый бюджетный вариант решения проблемы. Ещё один способ решения — заказать болты с эксцентриком.
Это болты со специальной выточкой, они сами подправляют диск по ступице до одного миллиметра. Они не продаются ни в одном магазине, их нужно заказывать через интернет.
Они стоят 75 рублей за штуку, но это копейки по сравнению с тем, сколько будет стоить балансировка, сход, развал и прочее.
Ступичные колпачки
Если бьёт руль на скорости 70-90 км/час. Здесь проблем может быть несколько:
- Нарушена балансировка колеса;
- Кривой тормозной диск;
- Подклинивает внутренний шрус;
- Нарушение центровки колеса на ступице.
Если дело в колесе, то решается это семёрочными ступичными колпачками. Толщина такого колпачка один миллиметр, этого хватает, чтобы отцентрировать колесо точно по центру ступицы.
Часто задаваемые вопросы
Разгонитесь и отпустите руки от руля, и увидите как руль колеблется.
Резину смотрите, внутренний кант на грыжи тоже смотрите.
Помогут.
Если штампы стоят — то здесь центральное отверстие не причём.
Тут тормозные диски не причём.
Подшипник ступицы и внутреннюю гранату проверьте. Вообще, если стоит литьё — поставьте штамп 13-14 и если это подшипник, то после того как поставите штамп вибрация должна либо вовсе уйти, либо стать значительно меньше
Биение начинается от 80 и выше, до 140 примерно, потом уходит.
В основном под нагрузкой, но и без неё бывает.
Стойкам хана, либо люфт задних ступичных подшипников.
Да, его и на холостом ходу заметно.
Есть масса причин, которые могут спровоцировать бой руля — от грязи, наледи, снега и ржавчины, до износа дисков и тормозных суппортов.
Ремонтом можно заняться самостоятельно либо обратиться в мастерскую, но пускать ситуацию на самотёк нельзя.
Но если тщательно следить за состоянием своего автомобиля и вовремя реагировать на неисправности — машина будет работать ровно, что обеспечит не только комфорт, но и безопасность передвижения.
Видео- совет по исправлении биения руля при торможении: